Олег Чиркунов (chirkunov) wrote,
Олег Чиркунов
chirkunov

Промышленная политика

На прошлой неделе в рамках резерва кадров обсуждали тему промышленной политики. Сначала о самых простеньких рассуждениях.
Где наша ниша? За что мы конкурируем? В традиционной экономике конкуренция - это конкуренция за снижение себестоимости. Кто-то может сшить мужской галстук за $1, кто-то такой же галстук - за $2. Тот, кто шьет за $2, постепенно разорится, так как лишится заказов. Но и тот, кто шьет за $1, не разбогатеет.
В условиях жесткой конкуренции почти нет прибыли. Так, игра на выживание. Да и мы как страна в этой игре, похоже, не участвуем. Мы не конкурентны по сравнению с Азией. И не только в галстуках, а во всем, где главное примущество - низкая стоимость рабочей силы. Это настоящее и будущее Азии. Грустное, надо сказать, будущее.
Но есть другой рынок и другая конкуренция. Кто-то знает, как продать этот галстук за $300. Знает, почему галстук купят по такой цене. Знает, каким должен быть галстук, чтобы его купили по такой цене. Вопрос в том, как нам выйти на этот рынок, рынок знаний.
И эта тема - для любой продукции. Мы строим дом, вкладываем немалые материальные ресурсы, но не вкладываем мозги в то, чтобы он был удобен потребителю, чтобы он был красив. Автобусные остановки мы делаем так же. Чего-то нам не хватает, чтобы сделать продукт интеллектуальным.
Вы когда-нибудь выбирали картину? Разве можно ответить, какая картина хороша, а какая плоха? Отвечая на этот вопрос, мы с чем соизмеряем?
Несколько лет назад по воле случая я начал коллекционировать картины пермских художников. Скорее, чтобы понять, что у нас есть в этой сфере. Я ездил по мастерским и смотрел. До этого никогда не разбирался в живописи и не считал себя человеком, который что-то в этом понимает. Но когда ты смотришь очень много картин и общаешься на эту тему с профессионалами, начинаешь их между собой соизмерять, и постепенно в твоей голове складывается представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Так же и во всем остальном.
Чтобы понимать, что такое хороший дом, а что такое дом плохой, надо видеть много разных домов и общаться на эту тему с профессионалами.
До тех пор, пока мы не видели других машин, "Волга" казалась нашему поколению верхом совершенства. Может быть, и сегодня проблема в том, что мы очень мало видим, и задача власти, в том числе, сделать так, чтобы люди увидели больше. Школьники, студенты, специалисты, руководители, все увидели чуточку больше.
Tags: Дизайн, Инновации, Человеческий потенциал, Экономический рост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 216 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →