?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пермские легенды

Интересная статья Владимира Абашева.
 Биармия и Пермь

 Нынешняя улица Плеханова в старой Перми называлась Биармcкая. За этим названием, мало что говорящим сегодня большинству из пермяков, стоит важная для истории пермского территориального самосознания традиция. Ее стоит учитывать при определении параметров современного позиционирования города.

Что такое Биармия?

 

Северная страна Биармия или Бьярмалэнд упоминается в исландских сагах, описывающих события 10-11 веков. В нескольких текстах рассказывается о походах скандинавских дружин в Биармию, страну богатую мехами и серебром, украшающим деревянных идолов биармийских богов. Точная локализация этой территории по данным саг вряд ли возможна. Все сходятся только в том, что Биармия викингов связана с северными районами России. Но помимо научного решения вопроса сложилась традиция, отождествившая Биармию с древней языческой Пермью. Традиция эта восходит к ученым 18 века.

 

1

 

В 1730 году в Стокгольме вышла книга Табберта фон Страленберга «Das Nord- und Oestliche Theil von Europa und Asia”. Пленный шведский офицер, он долгие годы провёл в верхнем Прикамье, занимаясь изучением местных языков, истории и географии края. Опираясь на топографию скандинавских саг и сообщения арабских историков, Страленберг, в частности, пришёл к выводу, что Пермь Великая это и есть таинственная Биармия упоминаемая в исландских сагах. Бьярмаландом (Bjarmaland) – Биармией, Бярмией в русской передаче – авторы саг называли некую богатую страну на севере Восточной Европы, куда викинги ходили для торга и для добычи.

С лёгкой руки Страленберга тему Перми-Биармии подхватили русские историки, писатели и учёные путешественники XVIII века. Главным мотивом к сближению Перми и Биармии было, конечно, фонетическое сходство топонимов.[1] Отождествлению древней Перми и Биармии способствовали исторические труды М.В.Ломоносова[2] и В.Н.Татищева.[3] То что у Ломоносова и Татищева высказывалось в качестве исторической теории вскоре приобрело достоверность наблюдаемого факта в трудах русских путешественников, исследователей природы, географии и истории Урала И.И. Лепехина и Н.П. Рычкова. Н. П. Рычков, побывавший в верхнем Прикамье в 1770 году, обнаружил там «великое множество остатков пространных древних селений» как свидетельство о «древнем величестве сея страны»[4]. Он дал выразительное описание роли Биармии как узлового транзитного пункта в торговле азиатских народов с народами севера. Тему Пермь – Биармия развил М. Д. Чулков в своём сочинении по истории «российской коммерции».[5]

Позднее версию бирмийского прошлого Прикамья закрепил Н.М. Карамзин и многие другие. Богатое развитие тема Перми - Биармии получила в XIX столетии. При этом биармийская тема переплелась с преданиями о Чуди, и поэтому точнее говорить о биармийско-чудском слое в семантике имени Пермь.

Привлекательность этой идеи понятна. Ведь она не только проливала свет на древнюю эпоху России, возводя корни Великой Перми к дорюриковской эпохе и восстанавливая льстящую национальному самосознанию преемственность с древним северным царством. Однако уже с начала XIX века отождествление Перми и Биармии начало подвергаться сомнению. Исследовать вопрос о «величестве и местоположении древней Биармии», решил советник Пермской казённой палаты В.Н. Берх. Он вел свои изыскания с энтузиазмом, «собирал с особенным любопытством все старинные предания; разрывал с жадностью <…> кучи земли, которые, как <…> сказывали, изображают древние укрепления, и заключил напоследок, что здесь не мог обитать народ просвещённый» и что приурочивание легендарной Биармии к пермской земле есть не более, чем миф.[6] Точка зрения В.Н. Берха в конце концов утвердилась в научной исторической литературе.

Научно проверенных фактов, подтверждающих связь нынешнего Пермского края с таинственной Биармией викингов действительно не существует. Вопрос о том, к какой именно территории России можно приурочить легендарную Биармию остаётся спорным. Скорее всего, скандинавы имели в виду западное побережье Белого моря, хотя и прикамский вариант остаётся в литературе по этому вопросу.[7] Опираясь на данные саг, однозначно локализовать эту легендарную страну не удаётся и вряд ли удастся, поскольку Биармия не упоминается ни в одном известном древнерусском источнике. Лишь у В.Н.Татищева есть ссылка на недошедшую до нас летопись Иоакима, епископа Новогродского, где “Бярмией” названа Карелия.[8] 

Тем не менее, трезвая научная критика связи Перми с Биармией мало отразилась на популярности этой идеи. Напротив, с 1830-х годов тема Перми-Биармии получила новый импульс к развитию. Её активизировал популярный журналист и критик О. Сенковский своими исследованиями и переводами исландских саг. Биармийскую легенду подпитывали также рассказы Епифания о многочисленных языческих капищах и культе, предания о чудских могильниках и городищах, известия о многочисленных пермских кладах, находках древних серебряных сосудов и монет. Между тем серебро играло важную роль в биармийском мифе. О биармийском серебре есть сведения в сагах. «Сага об Олаве Святом» повествовала о походе викингов в Биармию, где они захватили и ограбили святилища   биармийского божества Йомали. Причём, один из вождей похода Торир завладел полной серебряных монет чашей, стоявшей на коленях деревянного идола.[9]  

Итак независимо от научного решения этого вопроса историко-культурная традиция приурочила Биармию именно к Прикамью. Представление о биармийском прошлом Перми прочно укоренилось в культурном сознании. И это понятно. Ведь помимо эвристической ценности образ древней богатой и просвещённой страны, через которую проходил трансевразийский торговый путь, соединяющий Индийский океан с Ледовитым, народы северной Европы с народами Востока, был поэтически привлекателен и суггестивен, он увлекал воображение. Со страниц научной литературы тема Перми-Биармии перекочевала в художественно-публицистические жанры. О биармийском прошлом Пермской земли увлекательно рассказывали путевые очерки П.И. Мельникова, Небольсина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Е.В. Шмурло. Много для внедрения в общественное сознание темы Перми-Биармии сделал Д.Д. Смышляев. В книге «Источники и пособия для изучения Пермского края» (Пермь, 1876) он уделил сугубое внимание подробному аннотированию источников, развивающих тему Перми-Биармии, а в «Сборник статей о Пермской губернии» включил специальный раздел о Биармии 

К концу XIX века представление о биармийском прошлом Пермского края стало общим местом в обсуждении пермской темы. Заводя речь о Перми, непременно вспоминали о Биармии. Поэтому закономерно, что оказавшись осенью 1915 года в Перми, Константин Бальмонт воспринял свой визит сюда как путешествие в «древнюю Биармию».[10] Этот жест поэта более, чем красноречив. Он демонстрирует, что и для культурного сознания в начале ХХ века биармийский код в восприятии Перми был действен и актуален.

 

3

 

Вернемся ко времени основания города Перми. Важно учесть, что как раз к концу XVIII века представление о биармийском прошлом Пермского края вошло в культурный оборот. Биармийская тема, как и тема просвещения языческой Перми, благодаря христианизации края, органично вошла в идеологическое обоснование логики учреждения и стратегии развития нового города.

Красноречивое подтверждение этому даёт статья «О древнем и нынешнем состоянии Великой Пермии» в 18 томе новиковской «Древней Российской Вивлиофики», вышедшем в 1791 году, то есть через десять лет после основания города Перми. Здесь дан полный свод сведений о древней Перми. “Пермия получила себе наименование от древней северной области Биармии, которая ещё до приходу в Россию варяжских князей управлялась собственными владетелями или Князьями, военными делами и успехами в древности приобретшими себе славу <…> Пермская страна в самой древности была славнейшая из всех земель, лежащих к востоку и северу, в рассуждении знатных торгов, отправляемых обитателями оной со внутренними и внешними народами <…> Ежели бы кто, взирая на нынешнее состояние Пермии, усумнился в древней обширной торговле жителей ея, то оного легко уверить можно многими остатками огромных их селений, превращённых разными случаями в необитаемые пустыни, которые доказывают прежнее величество и богатство старинных обитателей, так что ни многия веки сокрыть и истнить оных не смогли, и оставили единственно для удостоверения в том потомства».[11] Но главное, автор статьи концептуально представил развитие Пермского края как непрерывный исторический процесс от Великой Пермии-Биармии до недавно утверждённого наместничества с центром в новом городе Перми. Обосновывая учреждение новой столицы древнего края в месте, «которое <…> сама природа назначила к содержанию великого города», автор очерка утверждает преемственность его по отношению к древним обитателям Пермской земли: «желать должно, чтобы здешние жители, ревнуя о славе и богатстве древних обитателей сея страны, которыя доставили им пространная торговля и прилежание к домостроительству, следовали по тем же стезям, по которым рачительные их предки достигли своего величества; уповательно, чтобы не меньше б оных учинились славными”.[12] Есть основания предположить, что автором этого очерка был пермяк, поскольку рукопись его обнаружил Д.Д. Смышляев в пермском архиве.[13] Иначе говоря, преемственная связь с легендарной Биармией включалась в идеологию создателей нового города и стратегию его развития.

Наименование города древним именем Пермь было важным  символическим актом: новый центр наместничества осознавался как преемник древней страны. Именно так немногим позднее прокомментировал открытие города Н.С. Попов, составитель обширного хозяйственного описания губернии: “Губернский город Пермь открыт под сим именем в 18 день октября 1781 года; чрез то возобновлено древнее название Великой Пермии <…> Да возобновится в нём и древняя ея столь обширная торговля, к обогащению его жителей”.[14]

Ярким подтверждением того, что биармийский миф оставался важным компонентом исторического самосознания Перми является городская топонимика. Среди старых пермских улиц, выходящих на Каму, мы находим улицу Биармскую (нынешняя Плеханова). Понятно, что именование улицы закрепляло миф, сыгравший значительную роль в становлении и культурного самосознании города, и его восприятии в русской культуре.

 

3

 

Для того, чтобы понять, что именно, какое содержание вносит биармийско-чудской миф в пермский текст, надо проанализировать его состав. Он не прост. Это комплекс многих взаимосвязаннызх представлений.

Биармийский и Чудской мифы преимущественно теллурические (telluris – земля). Они вводят в пермский текст тему глубины земных недр, подземных потаённых богатств. С ними связаны представления о развалинах городищ, погребённых в земле, могильниках, древних копях и кладах. Тема Биармии тесно переплелась с темой Чуди. В многочисленных преданиях чудь предстает как народ, связанный с нижним, подземным миром. Самые распространённые сюжеты преданий о чуди связаны с таинственной глубиной земли. Предания о заколдованных чудских кладах были распространены повсеместно в Прикамье.[15] Но самый эффектный миф чудского цикла это предания об уходе чудского народа под землю.[16]

Кроме того, чудины, напоминающие отчасти гномов европейского средневековья, слыли рудознатцами и металлургами. Они рыли глубокие штольни, добывали руду, плавили металл. “Чудь существовала задолго до русской истории, и можно только удивляться высокой металлической культуре составлявших её племён. Достаточно сказать одно то, что все наши уральские горные заводы выстроены на местах бывшей чудской работы – руду искали именно по этим чудским местам”, - писал Д.Н.Мамин-Сибиряк.[17]  

Биармийско-чудской миф и далее эволюционировал к усилению темы подземного мира. Ещё И.И. Лепехин, найдя на территории Прикамья характерные пестроцветные осадочные породы с высоким содержанием меди, назвал их «биармийскими».[18]

Это именование наметило судьбоносное для пермского текста направление развития. В середине XIX века, благодаря Р.Мурчисону, семантическое поле “Перми” приобрело праисторические коннотации, еще более расширив свои границы. Подыскивая термин для открытой им в Прикамье “самобытной системы пластов”, английский геолог выбрал наименование, происходящее “от древнего царства Биармии или Пермии».[19] Так возникло понятие Пермской геологической системы и Пермского периода, внёсшее в пермский текст представление о праисторической эпохе и населявших её хтонических существах – ящерах. Уже в наше время чудской миф оказался связанным с этим представлением. Л.В. Баньковский предположил, что чудские мастера, пробивавшие штольни в слоях меднистого песчаника могли находить в них окаменевшие останки древнепермской фауны, скелеты ящеров. Этим он объяснил появление загадочной фигуры ящера в металлической пластике пермского звериного стиля.

Итак, биармийски-чудской миф связывает Пермь с теллурическими и хтоническими глубинами земли. В этой связи глубоко выразительным представляется определение историка П.Савельева, прозвучавшее ещё в середине прошлого века: “При недостатке достоверных данных о древней Биармии <…> историку остаётся ожидать пособия только от археологии. Подземная Биармия может ещё воскресить для него Пермь».[20] 

Итак, что же такое Биармия? Это пермская Атлантида.

[1] Этимологическую связь имён Пермь и Bjarmaland отстаивал, например, К.Ф.Тиандер. См.: Тиандер К. О происхождении имени Пермь // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1901. №1. С.1-28.

[2] «Пермия, кою они Биармией называют» Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. Спб.,1766 //Ломоносов М.В. Полное собрание сочинний. М.,1952.Т.6. С.196.

[3] «Бярмиа, у оных писателей довольно вспоминаемая область великая. Имя сие, мню, сарматское, токмо тутошние сарматы вместо Б употребляли П, то имеет быть Пярмия».Татищев В.Н. История Российская. М.,1962.Т.1. С.283.

[4] Рычков Н.П. Продолжение журнала или дневных записок путешествий капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1770 году. Спб.,1772. С.105,106.

[5] (Чулков М.Д. Историческое описание российской коммерции. СПб., 1781. Кн.1. С.95.

[6] Берх В.Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей СПб.,1821. С.66.

[7] Обзор вопроса о Биармии см.: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. М.,1993. С.248-249.

[8] Татищев В.Н. История Российская. М.,1962.Т.1. С.108,115.

[9] Снорри Стурлусон Круг земной. М., 1980. С.284-285.

[10] Валерий Брюсов и его корреспонденты. М.,1991. Кн.I. С.236.

[11] Древняя Российская Вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российской касающихся, изданная Николаем Новиковым. Москва, 1791. Часть 18.С. 216, 217, 218.

[12] Древняя Российская Вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российской касающихся, изданная Николаем Новиковым. Москва, 1791. Часть 18.С. 224.

[13] См.: Cмышляев Д.Д. Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891. С.17.

[14] Хозяйственное описание Пермской губернии. СПб., 1813. Часть III. С.115.

[15] Грибова Л.С. Пермский звериный стиль.Проблемы семантики. М.,1975. С.99-103; Мельников П.И. Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь // Отечественные записки. 1840. Т. IX. №3. С.3,4.

[16] Грибова Л.С. Пермский звериный стиль.Проблемы семантики. М.,1975. С. 96-99.

[17] Мамин-Сибиряк Д.Н. Старая Пермь // Вестник Европы.1889. №7. С.99.

[18] Баньковский Л. Пермистика. Пермь, 1991. С.5.

[19] Там же.

[20] Савельев П. Пермская губерния в археологическом отношении //Журнал Министерства Внутренних Дел. 1852. Ч.XXXIX. Кн.7. С.114. Цит по: Смышляев Д.Д. Источники и пособия для изучения Пермского края. Пермь, 1876. С.6. 

 

Comments

( 87 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
maximee
27 май, 2009 22:30 (UTC)
это конечно, наверное, все очень интересно, но мое мнение, возможно ошибочное, что все таки, во времена, когда ни редкость увидеть бабушку у помойки, добывающую себе еду, а большая часть людей живет при черте бедности(зарплата на заводе 15-20т.р. до кризиса), наверное Губернатор должен думать не об улицах и прочем, и не бесконечном налаживании рабботы аппарата в сегодняшней системе, а о каких то конкретных делах...хотя наверноек это и происходи, просто скорее всего я наверное что то не замечаю или недопонимаю...или мне просто такие непонятливые попадаются? я понимаю есть много бездельников, которые действительно во всем сами виноваты или в большей части, но скольки при этом трудяг, а живут недалеко от той же помойки...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - chirkunov - 28 май, 2009 00:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - clear111 - 28 май, 2009 00:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maximee - 28 май, 2009 01:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maximee - 28 май, 2009 01:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - scout_museum - 27 май, 2009 23:03 (UTC) - Развернуть
sulde
28 май, 2009 11:34 (UTC)
Местоположение Биармии не установлено и не может быть на данной источниковой базе установлено. Версии различны - от побережья Балтики через Кольский п-ов и Белое море и Сев. Двину и Вычегду до Прикамья.
yursh
28 май, 2009 00:22 (UTC)
С сугубо исторической точки зрения мнение спорно, но с культурной - это наш ресурс, с которым надо работать. Была задумка сделать на севере края туробъект в виде древнего святилища, описанного в одной из скандинавских саг
shulaev
28 май, 2009 00:33 (UTC)
У Абашева все статьи интересные
clear111
28 май, 2009 00:42 (UTC)
То, что Прикамье было с древности густо заселено, у меня еще в детстве вызывало большое изумление - края-то у нас не сильно приветливые. Но соотнести Пермь Великую, Биармию и Прикамье - по-моему, это притягивать за уши историю другой территории.
Если в Биармию ходиди викинги, то передвигаться вглубь земель они могли только по рекам. И если мне кто-то объяснит, как с с южного побережья Баренцева моря на драккарах можно было добраться до наших мест - я съем виртуальную гугльскую карту :) .
Другое дело - север Коми-республики, где, собсно, и располагалась Пермь Великая. Но причем тут мы? Хотя - повод для объединения с Коми... Casus belli, так сказать...
(без темы) - scout_museum - 28 май, 2009 02:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fjol7 - 28 май, 2009 06:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - clear111 - 28 май, 2009 07:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fjol7 - 28 май, 2009 08:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sulde - 28 май, 2009 11:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - clear111 - 28 май, 2009 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sulde - 28 май, 2009 12:18 (UTC) - Развернуть
korg_ber
28 май, 2009 00:58 (UTC)
Часть предметов Пермского звериного стиля находили в Гайнском районе. А от него до Коми рукой подать=) вернее вертолетом долететь. В принципе Пермскому краю для увеличения исторической значимости нужно Биармийскую мифологию себе "взять". Пермский звериный стиль - это второй культурный бренд Перми после Художественной галереи, хотя имеет все шансы стать первым! Можно предложить тому же самому Полисскому соорудить фигуры звериного стиля из дерева или веток в Перми.

с введением Белкомура в строй (думаю до этого доживем) север прикамья станет доступным не только автомобильным и воздушным транспортом, тогда можно и биармийские мифы, и звериный стиль показывать на местах.

To maximee и vladimirafonin.
Думаю, что губернатор имеет полное моральное право в 11 вечера почитать и запостить в ЖЖ понравившуюся историческую статью.
khamlo
28 май, 2009 01:19 (UTC)
Чтож мы всё из пальца пытаемся собственное величие высосать? То Имя Перми Великой выдумали, то вон Биармия. Настоящее Величие не нуждается в доказательствах. И уж, тем более, в голосовании.
pia_pia_piano
28 май, 2009 01:25 (UTC)
Эх, жалко, старик Заратустра в Имя Перми Великой не прошел! Гордились бы сечас биармийцем (биармяком?)...
uvcvetkov2
28 май, 2009 01:37 (UTC)
О легендах и туризме
А кто знает, где находится географический центр Пермского края? Никто.
Потому что он пока не вычислен, не определён. Я, по крайней мере, не слышал. А вот географический центр России определён, где-то в Туве это. Там и обелиск установлен, туристы туда ездят, ходят.
Вот и нам этот центр вычислить надо. Делается это в пять минут: определяется так называемый центр масс, если есть под рукой карта Пермского края. А можно это сделать и более научно, через высшую математику. Красивее звучать будет.
А потом можно вычислить и географический центр другой территории: (Пермский край + Республика Коми), где он, интересно, окажется? На территории Пермского края или Коми - то название и будет принято для новой территории. А потом приплюсовать ещё и Кировскую область.
Так что понятие "географисческий центр" - очень даже существенный инструмент в геополитике, а не только в туризме.
Вот такой у меня АНШЛАГ АНШЛЮСА получился.

А вот что читать губернатору по вечерам ... это ... можно решить только на референдуме.

Ю.В.Цветков.
loinov_alex
28 май, 2009 02:11 (UTC)
Re: О легендах и туризме
Фигня все это про вычисления. Вона в Кунгуре власти ткнули пальцем и поставили памятник ПУП-ик Земли. Типа тут центр мироздания у нас. Чем не научный подход?
(без темы) - scout_museum - 28 май, 2009 03:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - scout_museum - 28 май, 2009 08:09 (UTC) - Развернуть
e_bukina
28 май, 2009 01:57 (UTC)
Ой, только не переименовывайте, умоляю!
sergeygavrilov
28 май, 2009 02:43 (UTC)
+1 к вопросу о выборе "где жить?". Глубокими историческими корнями, пусть с определенной долей мифологии, можно и нужно гордиться!
doctor_halim
28 май, 2009 09:09 (UTC)
Полностью поддерживаю!
perfectmixer
28 май, 2009 02:59 (UTC)
Пусть у нас будет свой Абашев:), пусть у нас будут самые дорогие недра и свой геологический период, пусть у нас будут биармские мифы и реальные сношения с викингами и персами, пусть у нас будет свой звериный силь, пусть у нас будет Великопермский святитель и своя епархия, пусть даже будет своя граница от "моря до моря", но пусть у нас останутся три миллиона пермяков, которые будут уверенны, что всё это происходило с ними:) Пермяков до смешного мало, чтобы нельзя было бы сначала всех накормить с царского стола серебрянными приборами, чтобы они потом начали приносить своему губернатору славу, а себе честь нашли.
Но это возможно,если не оглядываться постоянно на соседей, где таких традиций не было и не будет, если не ждать когда "с экономикой что то начнёт происходить", а пищать, но делать её:) Рынки сбыта как выясняется у нас были всегда,из волокна,не нано конечно,но ткали тут же сами,новые заводы,вокзалы,пароходы строили,а не передавали в руки художникам,чтобы они слагали всего лишь легенды:)
fivus_ural
28 май, 2009 04:26 (UTC)
Кстати, интересный момент. Никто толком не может объяснить ПОЧЕМУ дата основания Перми считается с пресловутого указа. Казани хватило одной монеты чтобы объявить о своем тысячелетии. А у нас только на территории города несколько десятков археологических раскопов было с куда более серьезными результатами.
Кстати - знакомые историки в один голос говорят, что Пермь была достаточно плотно обжита причем не кочевыми племенами. И Татищев привезя под зиму большое количество народа физически не смог бы их расселить и прокормить, не будь достаточно прилично развитой инфраструктуры в данной местности.
sulde
28 май, 2009 11:43 (UTC)
Ну, можно объявить датой основания хотя бы 1647 год - деревню Брюханово (Егошиха) на склоне Егошихинского лога. А при желанию притянуть 1623 год (книга Кайсарова) или 1597 - передачу Строгановым во владения земель, где Пермь.
impractical_cat
28 май, 2009 05:13 (UTC)
Жаль, что самого Абашева нет в ЖЖ. Или есть :)?
loinov_alex
28 май, 2009 05:48 (UTC)
Статья, безусловно, интересная, только практический смысл для нас какой? Ну прочитал я, что то подобное уже читал и раньше http://sulde.livejournal.com/12511.html
fjol7
28 май, 2009 06:36 (UTC)
Смотрите, сколько у нас фишек, которые можно раскрутить.
-Биармия (пока соседи не чухнули, надо застолбить за нами)обломок драккара, пещера, где нашли рукоятку от боевого топора викинга и т.п.
-Кунгурская пещера (величайшая в Евразии, почему нет?)
-Молебка с инопланетянами, которые без регистрации тут обитают
-Пермский период какой-то, со зверушками окаменелыми (типа, можно найти мамонта или мертвого волосатого носорога или еще там чего)
-Пермь-граница(фронтир) Азии и Европы. Места сражений с боевыми лосями и страшными вогулами
-Золотоносные и алмазные участки (народ туда запустить, пускай за деньги ищут)
-Заповедники (медведей там с лосями,бурундуками прикормить, пускай около народа бродят)
-Бренд (поганое, правда, слово, какое-то) типа, "Пермь-место, где кончается Европа, и начинается Азия" "Пермь-родина гуннов (по Гумилеву, конечно)" "Отсюда Аттила пошел на Рим"
-и так далее
Да много чего. Заняться бы этим. Только бы не мешали.
clear111
28 май, 2009 07:04 (UTC)
Пермь - родина слонов
Пермь - Родина слонов :)
Пермский период - там зверушек еще не было, что-то ползало мелкое и склизкое...
Пермь - здесь начинается Европа (этот слоган уже был), здесь кончается Европа (вот это правда - бу-га-га!), здесь начинается Азия, и т.д.
Заратуштру забыли.
Атилла - он с Итиля все ж.
Но ход мыслей мне нравится.
Надо покреативить еще. Лучшему креатору - приз от О.А. (кто-то уже таку идею толкал).
(Удалённый комментарий)
(без темы) - scout_museum - 28 май, 2009 08:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khamlo - 28 май, 2009 07:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loinov_alex - 28 май, 2009 07:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loinov_alex - 28 май, 2009 07:40 (UTC) - Развернуть
Вообще здорово - fjol7 - 28 май, 2009 08:06 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 87 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

chirkunov
Олег Чиркунов

Latest Month

Июль 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

LiveInternet


Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow